История спорта

Парусный спорт – олимпийские классы парусных яхт

Парусный спорт – вид спорта, в котором спортсмены соревнуются, используя парусное снаряжение, установленное на яхте.

История парусного спорта

Парус появился много тысяч лет назад, в эпоху древнейших цивилизаций. Парусные суда использовали в военных и мирных целях. На парусных кораблях совершали великие открытия, вели торговлю и перевозили экзотические грузы.

Чем быстрей доставишь свой товар в точку назначения, тем выгодней его продашь. Так, например, появилась знаменитая в 19 веке «чайная гонка клиперов» – своеобразная безостановочная регата торговых кораблей (клипер – узкое парусное судно). Капитан, который первым приходил в порт, получал от купцов солидное вознаграждение.

Неудивительно, что история парусного спорта началась там, где мореплавание стояло на первом месте. Родоначальниками парусных регат (гонок) по праву считают себя Нидерланды и Великобритания.

Яхтинг и первые парусные гонки

Яхтинг – передвижение по водной поверхности на яхте. История парусных яхт уводит нас в Голландию.

Конец XVI века – время расцвета пиратства. Для погони за пиратами голландские власти использовали небольшие, но быстрые и очень маневренные суда. Такие быстроходные корабли называли «jaght» или «jagen» – «охотничий корабль».

«Jagen» в переводе с голландского означает – «преследовать», «гнать», «охотиться». Позже нидерландское «jagen» трансформировалось в английское «yacht» – яхта. Впервые термин «jaght» встречается в голландско-латинском словаре 1599 года.

В середине XVII века кораблестроение в Нидерландах достигло наивысшего расцвета. Голландцы стали производить яхты для прогулок и отдыха.

Несколько яхт приобрел в личное пользование английский король Карл II Стюарт. Осенью 1661 года Карл II и его брат герцог Йоркский устроили гонку на своих яхтах. Король победил. Соревнование августейшей особе понравилось. Гонки решили проводить регулярно. 1661 г считают годом рождения парусного спорта.

Прошло менее ста лет и парусные гонки стали неотъемлемым атрибутом Великобритании. В 1720 году был основан первый в истории яхт-клуб – «Водный клуб Коркской гавани» (Corc Harbour Water Club). Ныне известен как «Королевский Коркский яхт-клуб» (Royal Cork Yacht Club).

С течением времени яхт-клубы появились в других странах Европы и за её пределами. Яхтинг развивался одновременно в двух направлениях, как спортивная дисциплина, и как вид активного отдыха.

Развитие яхтинга в России

Зарождение парусного спорта в России связано с именем Петра I. Малые парусные суда император рассчитывал использовать для подготовки морских офицеров молодого русского флота.

В 1718 году Петра I учредил «Потомственный Невский флот» – прототип будущих российских яхт-клубов. «Невский флот» имел в своем распоряжении 141 маломерное судно – гребные лодки и парусные яхты.

Император раздал яхты высшим сановникам из числа петербургской знати и поставил одно обязательное условие – каждое воскресенье совершать прогулки по Неве. Таким образом Петра I рассчитывал приобщить дворянство к морскому делу.

К сожалению, энтузиазм императора не оценили его подданные. «Потомственный Невский флот» существовал, пока жил Петр I. Смерть императора остановила развитие яхтинга на долгие годы.

Полноценный яхт-клуб, со всеми атрибутами добровольного объединения владельцев парусных судов, появился в России через 121 год после смерти Петра Великого. В 1846 году Николай I подписал указ о создании Санкт-Петербургского Императорского яхт-клуба.

8 июля 1847 года Императорский яхт-клуб организовал первые в России официально зарегистрированные парусные гонки. Гонки прошли в Финском заливе. Участвовало семь судов.

К концу XIX века в России было официально зарегистрировано более сотни парусных яхт-клубов. Каждый из них имел свой устав и даже свой флаг. В 1912 году создан Всероссийский союз яхтсменов. В этом же году российские яхтсмены приняли участие в Олимпийских играх.

Парусный спорт на Олимпийских играх

Парусный спорт включили в программу Олимпийских игр в 1900 года (II летняя Олимпиада, Париж). Один из немногих видов спора где в состязаниях сразу участвовали мужчины и женщины. Всего разыграли 7 золотых медалей. Советские спортсмены присоединились к олимпийским гонкам в 1952 году.

Выступление советских яхтсменов

Советский Союз долгие годы оставался вне олимпийского движения. Только в 1951 году СССР был принят в Международный олимпийский комитет. Олимпийская регата 1952 года для советских яхтсменов стала первой. Высоких результатов ожидать не приходилось.

Первый успех пришел в 1960 г (XVII Олимпиада, Рим). Советские спортсмены взяли серебро в классе «Финн» и золото в классе «Звездный» (исключен из олимпийской программы в 2016 г).

Всего советские яхтсмены за всю историю парусного спорта завоевали 12 олимпийских наград: 4 золотых медали, 5 серебряных, 3 бронзовых.

Парусный спорт в Рио-де-Жанейро (2016) и Токио (2021 г)

Парусный спорт на Олимпийских играх состоит из 10 дисциплин. Яхтсмены проводят пять гонок среди мужчин, четыре среди женщин и одну в смешанном классе.

Общий медальный зачет две Олимпиады подряд возглавляет Англия. В 2016 году три великобританца вернулись из Рио-де-Жанейро олимпийскими чемпионами. Российские спортсмены порадовали соотечественников одной бронзой. Стефания Елфутина завоевала третье место в классе «RS:X».

Олимпиада-2021 оказалась для России менее удачной. Российские яхтсмены остались без наград. Англичане увезли из Токио пять медалей, из них три золотые.

Олимпийские правила парусных гонок

Регату проводят в два этапа. Сначала проходят квалификационные гонки. По результатам квалификации лучшие экипажи отбирают в финал.

Олимпийская трасса имеет форму треугольника. Протяженность составляет несколько морских миль – общей, фиксированной длины нет. На маршруте установлен ряд буев. Яхтсмены должны обойти буи в определенной последовательности с указанной стороны.

Интрига парусных гонок состоит в том, что прямой путь от одного буя к другому, не всегда самый быстрый. Подводное течение, сила и направление ветра, влияют на скорость судна. Поэтому решающие значение имеет опыт экипажа. Умение лавировать — быстро и правильно изменить положение судна по отношению к ветру.

Олимпийские классы парусных яхт (фото)

Яхта – лёгкое, маневренное судно, предназначенное для отдыха или спортивных соревнований. Яхты, в зависимости от назначения, размера и типа корпуса подразделяют на классы. В парусном спорте класс гоночной яхты соответствует названию дисциплины.

Олимпийская программа включает в себя гонки на яхтах класса:
RS:X – мужчины, женщины;
470 – мужчины, женщины;
Финн – только мужчины;
Лазер – мужчины;
49-й – мужчины;
Лазер Радиал – только женщины;
49FX – женщины;
Накра 17 – смешанный класс

Парусная доска «RS:X»

Класс «RS:X» – это гонка яхтсменов одиночек на парусной доске. Спортивный снаряд представляет собой плавучую доску с треугольным парусом.

Класс «RS:X» более известен, как соревнование виндсерферов. Виндсерфинг включили в олимпийскую программу в 1984 году. Женскую регату проводят с 1992 года.

Класс «RS:X» – парусная доска

Длина доски составляет 2,79 м, ширина – 93 см. Весит доска от 5 до 16 кг. Руль отсутствует. Яхтсмен управляет доской за счет наклона и поворота мачты.

Класс «RS:X» – парусная доска

Класс «470»

470 – класс гоночной яхты типа швертбот. (Швертбот – это тип конструкции корпуса судна).

Масса яхты составляет 120 кг, длина – 470 сантиметров. Отсюда и название класса – «470». Экипаж состоит из двух человек.

Олимпийские соревнования по парусному спорту в классе «470» проводят с 1976 года. Женские гонки включены в программу в 1988 г.

Класс «470» – гоночный швертбот, экипаж 2 человека.

Класс «470», гоночный швертбот

Финн

Финн – гоночная яхта швертбот-одиночка. Длина – 4,5 метра. Масса – 105 кг.

Класс «Финн» дебютировал на Олимпийских играх в 1952 г. Первоначально мужчины и женщины участвовали в соревнованиях одновременно, в общем зачете. Начиная с 1988 года в этом разделе соревнуются только мужчины.

Класс «Финн» – швертбот-одиночка.

Парусное вооружение «Финна» имеет две отличительных особенности. Первое – мачта сильно смещена в нос яхты. Второе, на парус нанесен рисунок – две голубые волны.

Парусная яхта Финн

Лазер и Лазер Радиал

Лазер-Стандарт – одноместный гоночный швертбот. От «Финна» отличается, скромными габаритами, более простой конструкцией, меньшим количеством регулировок и настроек паруса. Является мужской дисциплиной парусного спорта.

Лазер Радиал – имеет такой же корпус, как и стандартный «Лазер». Отличается только меньшим размером паруса. Оптимизирован под спортсменов весом до 65 кг. В 2008 году был рекомендован, как олимпийский класс для женщин.

Гоночный швертбот-одиночка, класса «Лазер»

Швертбот класса «Лазер»

«49-й» и «49 FX»

49-й — гоночный двухместный швертбот. Название класса произошло от длины корпуса лодки – 490 сантиметров. Обладает самой высокой скоростью среди парусных швертботов. Характерная особенность яхты – гигантский парус (по отношению к корпусу).

Класс «49 FX» предназначен для женских экипажей. Отличается парусом меньшего размера.

Гоночный двухместный швертбот, класса «49-й»

яхта класса 49-й

Накра 17 — парусный спорт для смешанных пар

Накра 17 – двухместный катамаран олимпийского класса. Экипаж смешанный – мужчина и женщина.
Катамаран – это судно, имеющее два корпуса, соединенные между собой мостом в единую конструкцию.

Класс «Накра 17» пришел на смену другому катамарану – «Торнадо». Первые олимпийские медали, в обновленной версии, разыграли в 2016 году.

Накра 17 — гоночный катамаран олимпийского класса.

Гоночный катамаран Накра 17