История спорта

Гребля на байдарках и каноэ – олимпийский спорт и водный туризм

Гребля на байдарках и каноэ долгие годы развивалась, как вид водного туризма. Сплав на байдарке представлял собой разновидность активного отдыха. Это отдельный мир, со своей философией и особыми традициями.

В 1936 году байдарочники и каноисты включились в олимпийскую гонку. В 1972 году заявил о себе новый раздел – гребной слалом. Современная олимпийская программа включает в себя 16 различных заездов на байдарках и каноэ.

Каноэ, байдарка и водный туризм — история дисциплины

Девятнадцатый век часто называют веком рождения водного туризма. Во многих городах Европы появились яхт-клубы и клубы любителей гребли. Повсеместно проводились регаты. Парусный и гребной спорт собирали тысячи поклонников.

Прогулки на яхтах стали популярными и вызывали восхищение. Газеты и журналы с восторгом раскрывали подробности таких путешествий.

Но, парусная яхта, при всей своей красоте, была доступна только аристократии. А специальная гоночная лодка являлась достоянием спортсменов. Академическая гребля развивалась исключительно, как вид спорта. Академическое судно для путешествий не подходит.

Шотландский искатель приключений Джон Мак-Грегор соединил лодку и туризм. Лодку для своих странствий энтузиаст построил сам. За основу взял индейскую каноэ и эскимосский каяк (современная байдарка). Назвал свое произведение в честь шотландского национального героя – «Роб-Рой».

Тысяча миль на каноэ

Иногда природа в одном человеке собирает все, что хотел бы увидеть Творец в своем Творении. Одаренный писатель, увлеченный изобретатель и заядлый путешественник – великобританец шотландского происхождения Джон Мак-Грегор, познакомил мир с философией плавания на каноэ.

В 1866 году Джон Мак-Грегор опубликовал книгу «Тысяча миль на каноэ «Роб-Рой». В книге шотландец рассказал о своих увлекательных путешествиях по рекам Европы.

«Пешим ходом, вы не увидите красоты морей и рек. При ходьбе под парусами вам будут недоступны мелководья. Когда вы сплавляетесь на каноэ – вы сможете пройти везде», – писал путешественник, – «Только с борта маленькой лодки ты видишь море таким, какое оно есть – настоящим».

В своей книге Мак-Грегор делился опытом байдарочного путешествия. Давал советы по устройству быта, приготовлению пищи и многое другое. Но главное он красиво описал превосходство своей лодки, которую с легкостью можно дотащить «до соседнего водоема».

Писательский талант автора обеспечил популярность его произведению. Кредо байдарочника: «Легкая ноша – легкие мысли», покорила сердца путешественников. Гребля на байдарках и каноэ увлекала романтиков в отважные путешествия по диким рекам Европы. Смельчаки не боялись выходить и в открытое море.

Развитие любительской гребли

Энтузиазм Мак-Грегора не знал границ. В 1867 году, Джон (юрист по образованию) организовал клуб любителей гребли на байдарках и каноэ. Гребля в Англии всегда пользовалась поддержкой августейшей семьи. Вскоре любительское общество Мак-Грегора получило амбициозное наименование – «Английский Королевский клуб гребли на байдарках и каноэ».

Королевский клуб способствовал развитию любительской гребли. Членами клуба становились дипломаты, врачи, юристы, студенты престижных университетов. Отправляясь в путешествия, они брали с собой личные байдарки и каноэ. Иногда экспериментаторы, в том числе Мак-Грегор, устанавливали на свои маленькие лодки парус и выходили в открытое море.

В 1874 году Английский королевский клуб сконструировал четырехместную байдарку типа «Роб-Рой». Она стала предшественницей современной байдарки-четверки. С 1875 году клуб начал издавать свой журнал – «Каноист». Журнал публиковал отчеты путешественников.

Мак-Грегор посвятил водным путешествиям всю свою жизнь. Свои лодки он неизменно конструировал сам. Джон спроектировал и построил по меньшей мере семь подобных лодок.

На своих «Роб Роях» путешественник обошел реки Норвегии, Швеции, Дании, Германии, Великобритании, Франции. Побывал на Балтийском и Красном море. Сплавлялся по реке Иордан.

В своих книгах и на страницах журнала «Каноист» Джон Мак-Грегор проповедовал путешествия любителей на байдарках и каноэ – то, что сейчас называют водным туризмом.

Различия между байдаркой и каноэ

Одинаковая длина (одноместных и двухместных лодок), заостренные нос и корма – на этом сходство заканчиваются. Гребля на байдарках и каноэ имеет различий больше, чем кажется на первый взгляд.

Устройство байдарки

Байдарка (каяк) – лодка приморских народов тихоокеанского севера. Эскимосы, чукчи и другие сибирские народы использовали каяк для передвижения по холодным водам и охоты на морского зверя.

Высокая волна может затопить маленькую лодку, а ледяные брызги обжигают холодом. Поэтому палуба каяка всегда была закрытой, чтобы защитить гребца от морской воды. Некоторые современные байдарки оснащены съемным фартуком.

Второе важное отличие – форма весла. Байдарку приводит в движение двухлопастным веслом. Другими словами – весло байдарки имеет широкую лопасть с двух сторон.

Третье отличие – в спортивной байдарке предусмотрен руль. Он установлен под кормой лодки. Поворот руля спортсмен осуществляет ступнями. Ноги гребца упираются в рулевую планку Т-образной формы.

Самое главное отличие байдарки от каноэ и академической лодки – это способ посадки. Байдарочник гребет сидя лицом вперед. В классической гребле спортсмен сидит и гребет спиной вперед. В каноэ сиденье вовсе отсутствует (об этом чуть ниже).

Прежде чем перейти к описанию каноэ, закрепим информацию о байдарках.

Современная байдарка

Байдарочник гребет сидя.

У байдарки двухлопастное весло и закрытая палуба.

В байдарке предусмотрен руль.

Спортивная байдарка

Особенности каноэ

Каноэ изобрели индейцы Северной Америки. Индейцы выдалбливали лодки из единого ствола дерева. Передвигались на своих долбленках по теплым рекам. Поэтому каноэ делали открытыми (без палубы).

Индейцы, в отличие от эскимосов, были народом воинственным. Очень любили лук, стрелы и томагавк. Стрелять из лука и метать томагавк из положения сидя можно, но не очень эффективно. Стрелять, стоя на одном колене, удобней и безопасней. В случае обстрела можно быстро нырнуть в воду и спрятаться за лодкой.

Теперь вы понимаете, как появился традиционный способ гребли на каноэ – стоя на одном колене. В спортивных моделях каноист упирается коленом в специальную опору (подушку).

Техника гребли на каноэ принципиально отличается от гребли на байдарке. Каноист владеет однолопастным веслом и гребет им с одной стороны лодки. Кроме того, конструкция каноэ не предусматривает наличие специального руля. Спортсмен управляет лодкой только веслом. Направляя каноэ, гребец выполняет специальное движение в конце гребка – подкручивает весло.

Спортивное каноэ (для «гладкой воды»)

Гребец управляет лодкой стоя на одном колене.

Весло однолопастное.

Палуба открытая, специального руля нет.

каноэ

Гребля на байдарках и каноэ в программе Олимпийских игр

В отличие от академических гребцов, байдарочники и каноисты не торопились вступать в олимпийскую семью. Долгие года гребля на байдарках и каноэ развивалась, как вид водного туризма.

В начале 20-го века в большинстве стран уже существовали различные союзы и ассоциации любителей гребли. Члены таких союзов делились опытом путешествий, обменивались впечатлениями, но не стремились превращать свое увлечение в соревновательную гонку. Ситуация изменилась в 1924 году.

Создание международной организации

В январе 1924 года в столице Дании (Копенгаген) состоялся международный съезд любителей гребли на байдарках и каноэ. Решением депутатов была организовано Международное представительство каноистов. В 1946 году организацию переименовали в Международную федерацию каноэ (в русской транслитерации – ИКФ). Развитие гребли вышло на новый уровень.

Федерация задалась целью – включить греблю на байдарках и каноэ в олимпийскую программу. ИКФ утвердила единые для всех размеры лодок. Установила длину дистанций для олимпийских соревнований.

В 1936 году (XI летняя Олимпиада, Берлин) байдарочники и каноисты разыграли первые олимпийские медали в своем виде спорта. Соревновались только мужчины. Женское первенство включили в программу летних Олимпиад в 1948 г. В 1972 году заявил о себе новый раздел – гребной слалом. Начиная с 2020 года (Олимпийские игры в Токио) количество мужских и женских гонок уровняли.

Олимпийские дисциплины

Программа летних Олимпийских игр включает в себя 16 гонок на байдарках и каноэ.
Все гонки разбиты на три раздела:
гребля на байдарках – 8 заездов (4 среди мужчин и 4 среди женщин);
гребля на каноэ – 4 гонки (по 2 раздела у мужчин и женщин);
гребной слалом – 4 заезда (по 2 мужчины и женщины).

Классическую греблю на байдарках и каноэ проводят на «гладкой воде». Гонка проходит на спокойной воде, по прямой дистанции, без препятствий.

Гребной слалом, это экстремальный вид гребли. Гонка проходит по «бурной воде», с сильным течением. Дистанция включает в себя преодоление препятствий.

К участию в соревнованиях допускают лодки, отвечающие следующим параметрам:
одноместная байдарка (одиночка) – длина 520 см, вес 12 килограмм;
двухместная байдарка (двойка) – 650 см / 18 кг;
четырехместная байдарка (четверка) – 1100 см / 30 кг;
каноэ-одиночка – максимальная длина 520 см, максимальный вес 14 кг;
каноэ-двойка – 650 см / 20 кг.

Гребля на байдарках

Байдарочники разыграют восемь комплектов наград на «гладкой воде».

Гребля на байдарках среди мужчин прошла в классах:
байдарка-одиночка, 200 метров;
байдарка-одиночка, 1000 метров;
байдарка-двойка, 1000 метров;
байдарка-четверка, 500 метров.

Соревнования среди женщин провели на дистанциях:
байдарки-одиночки, 200 метров;
байдарки-одиночки, 500 метров;
байдарки-двойки, 500 метров;
байдарки-четверки, 500 метров.

Гребля на каноэ

До 2016 года, включительно, соревнования на каноэ проводили только среди мужчин. Олимпийские игры 2020 года провозгласили гендерное равенство. Женщинам, наконец-то, доверили однолопастное весло.

Олимпийская гребля на каноэ («гладкая вода») представлена в четырех классах:
каноэ-одиночка, 1000 метров — мужчины;
каноэ-двойка, 1000 м — мужчины;
каноэ-одиночка, 200 м — женщины;
каноэ-двойка, 500 м — женщины.

Гребной слалом

Гребной слалом – скоростной спуск по реке с бурным течением и преодоление преград в виде водных порогов и искусственных ворот. Неолимпийские соревнования проводят в естественных условиях – на горных реках.

Олимпийские состязания проводят только на искусственных трассах. Первый искусственный канал для гребного слалома сконструировали в Германии, специально для XX летней Олимпиады (Мюнхен, 1972 г).

Создание искусственных каналов требует времени и весомых финансовых затрат. Поэтому в гребном слаломе наступил двадцатилетний перерыв. В 1992 г экстремальную греблю вернули в Олимпийскую программу.

Правила гребного слалома.
Протяженность дистанции колеблется от 250 до 400 м. По всей трассе устанавливают «ворота». Над водной поверхностью натягивают трос. К тросу подвешивают две вехи (мягкие столбики). Вехи раскрашены в разные цвета. Количество ворот от 18 до 25.

Преодолевая дистанцию, спортсмен должен пройти через все ворота, в порядке их нумерации. Одни ворота проходят по течению, другие – против течения.

Вешек нельзя касаться лодкой, веслом или любой частью тела. За пропуск ворот или неправильное прохождение начисляют штрафные секунды.

В гребном слаломе суда подразделяют на два класса: каноэ и каяк (вместо байдарки). Принципиальных конструктивных различий между байдаркой и каяком нет. (Кроме одного – не существует четырехместных каяков.) Но профессиональные слаломисты никогда не называют свою лодку «байдаркой», только – «каяк». Традиционно байдаркой именуют туристические лодки, и суда для спортивной «гладкой гребли».

Титул олимпийского чемпиона слаломисты оспаривают в четырех дисциплинах:
каноэ-одиночки – мужчины;
каноэ-одиночки – женщины;
каяк (байдарка-одиночка) – мужчины;
каяк (байдарка-одиночка) – женщины.

Гребной слалом