История спорта

Гребной спорт: академическая гребля и другие виды гребка

Гребной спорт (гребля) – перемещение судна по поверхности воды с помощью весел, на время. Различают два вида гребного спорта: на лодках с уключинами и без уключин. Каждый вид имеет несколько разновидностей. Наибольшее развитие получили академическая гребля, и гребля на байдарках и каноэ.

Академическая гребля

Гребной спорт

Человек изобрел лодку раньше, чем колесо. Лодка, это средство передвижения по водным преградам. Чем быстрей гребешь, тем быстрее прибудешь в точку назначения. Чтобы увеличить скорость, кто-то догадался поставить на борт своей лодки упоры для весел – уключины.

Так появилось два типа лодок – с уключинами и без уключин. Две разновидности лодки предопределили появление двух разных видов гребного спорта.

Уключина

Уключина – приспособление для крепления весла на борту лодки.

Изобретение уключины приписывают древним египтянам. Такое новшество явилось настоящей технической революцией, для своего времени. Не надо держать весло в руках.

Подвижная уключина удерживает весло и создает упор. Наличие точки опоры, во время заноса весла, изменила технику гребли. Если на лодке есть уключины, то гребец садится и гребет спиной вперед.

Такая посадка изменяет амплитуду движений и подключает к работе мышцы нижних конечностей. Уключина позволила увеличить силу гребка и соответственно скорость судна.

Виды гребного спорта

К безуключенным видам гребного спорта относятся:
гребля на байдарках,
гребля на каноэ,
гребной слалом,
гребной марафон, фристайл на бурной воде и другие виды гребли на лодках без уключин.

Уключенная гребля включает в себя:
академическую греблю,
греблю на морских ялах (шлюпках),
любительскую греблю.

Академическая гребля – олимпийский вид гребного спорта. Спортсмен находится в лодке и гребет веслами спиной вперёд, в отличие от гребли на байдарках и каноэ.

Академическое судно имеет две важных особенности. Первое – уключины вынесены за борт, на специальных отводах. Второе – в лодке установлены подвижные сиденья (банки).

Гребля на морских ялах (шлюпках) – неолимпийский вид гребного спорта на уключенных, маломерных судах. На шлюпках уключины устанавливают на борт лодки. Сиденья (банки) в различных моделях могут быть подвижными или неподвижными.

Гребля на ялах является регламентированной спортивной дисциплиной. Во многих странах проводят соревнования в том числе международного уровня. В России наибольшей известностью пользуется Международная шлюпочная регата «Весла на воду!».

Спортивная предыстория

Возможно гонки на лодках устраивали еще в доисторические времена. Официальная история гребли, как вида спорта, началась в Англии несколько столетий назад.

Особенность гребного спорта заключается в том, что два разных вида гребли развивались по-разному.

Байдарка и каноэ долгие годы оставались территорией любителей. Гребля на байдарке представляла из себя вид активного отдыха. Философию байдарочника открыл миру шотландский юрист Джон Мак-Грегор. Первому романтику диких рек посвящена отдельная статья.

Здесь поговорим о развитие классической гребли. Академическая гребля сразу развивалась как вид спорта. Зарождение спортивной гребли связано с именем ещё одного подданного Великобритании – Томасом Доггеттом.

История академической гребли

Академическая гребля зародилась в Великобритании в начале 18-го века. Фундамент для создания спортивного вида гребли, заложил английский актер Томас Доггетт. В 1715 году он организовал первую гонку лодочников. Формирование академического вида гребли связано с университетами Оксфорда и Кембриджа.

Пальто и значок Доггетта

Столицу Англии пересекает река Темза. Водная магистраль проходит через весь город.  Ширина русла превышает 200 метров. Лодочник в 18-ом веке – это эквивалент современного таксиста.

Местные лодочники неплохо зарабатывали. Развозили по Лондону горожан и грузы. Иногда гребцы устраивали гонки на своих лодках. Такие забавы лодочников собирали не мало зевак.

Томас Доггетт – английский актер (и по совместительству менеджер королевского театра Друри-Лейн), превратил забаву в спортивное соревнование.

В августе 1715 года Англия отмечала первую годовщину правления короля Георга I (первый король новой династии). Каждый старался как мог. Томас Доггетт решил в честь короля провести организованную гонку лодочников. В качестве награды предложил свой красный плащ и серебряный значок. На значке была изображена эмблема новой королевской династии.

Мероприятие получило широкую огласку. Нашлись спонсоры. Лондонская «Компания торговцев рыбой» учредила денежный приз. Гонку стали проводить ежегодно и проводят до сих пор.

Регата «Doggett’s Coat and Badge Race» (пальто и значок Доггетта) – является старейшей и одной из самых престижных в истории академической гребли.

Студенческая гонка и Королевская регата

Соревнования гребцов набирали популярность. Молодые люди, желающие померится силами, брали в руки весла.

В 1829 году студенты Кембриджа бросили вызов своим друзьям из Оксфорда. Первую гонку Кембридж проиграл. Пришлось просить реванш. Вторую гонку выиграли. Теперь взять реванш захотели оксфордцы. Так появился первый символ академической гребли – университетская гонка Оксфорд – Кембридж («The Boat Race»).

Ещё один символ спортивной Англии – Королевская регата Хенли («Henley Royal Regatta»). История регаты началась летом 1839 года.

Западнее Лондона, на реке Темза стоит город Хенли-он-Темз. Ежегодно, в июле месяце на набережной проходили народные гуляния, приуроченные к местному празднику, а городские власти проводили ярмарку.

Чтобы ярмарка приносила доход, необходимо было «увеличить посещаемость». С инициативой выступил некий капитан Эдмунд Гардинер. Он предложил устроить лодочные гонки. Идея себя оправдала.

Желающих принять участие, а главное зрителей, было так много, что на следующий год гонку пришлось проводить в два дня. Популярность состязаний выросла настолько, что в 1851 году королевская семья взяла гонку под свое покровительство. Гонка гребцов получила почетное звание Королевской регаты.

Современную регату «Henley Royal Regatta» проводит в течении пяти дней, со среды по воскресенье.

Развитие академической гребли, как вида спорта

Первые соревнования гребцов проходили на обычных, грузовых лодках. Чтобы лодка вместила много груза и пассажиров, она должна быть широкой и тяжелой. Развить большую скорость на таком «плавсредстве» тяжело.

Стремление стать первым заставляет человека думать. Чтобы выиграть соревнования нужны не только мышцы. Возможно студенты Оксфорда и Кембриджа понимали это лучше других.

Назрела необходимость изменить лодку. Первые новшества появились на университетских гонках. Студенты одели кожаные штаны, поставили широкие сидения и смазали их салом. Нижняя часть тела легко скользила по сиденью. Такой, особый гребок, позволяет сгибать ноги в коленях. В этом преимущество академической гребли – работают мышцы всего тела. В 1857 году появились подвижные банки (сиденья).

Революционным для развития спортивной лодки стал 1830 год. Установили специальные отвода и вынесли уключины за борт. Точка опоры и длина рычага изменились. Помните слова Архимеда: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю».

Затем появилась лодка узкой, удлиненной формы. Судно получило гладкую обшивку. Так рождался на свет главный атрибут академической гребли – универсальная спортивная лодка.

Академическая гребля на Олимпийских играх

Во второй половине 19-го века во многих странах Европы стали возникать сообщества любителей гребли. Растущая популярность нового вида спорта обусловила создание международной управляющей организации.

В 1892 году была основана Международная федерация гребного спорта (Federation International des Societes d’Aviron – FISA). Стараниями федерации гребля стала частью олимпийского движения.

Впервые академическая гребля появилась на Олимпийских играх в 1900 году (II летняя Олимпиада, Париж). Соревновались только мужчины. Разыграли четыре комплекта медалей. Удачней всех выступили французские гребцы.

Надо сказать, к первым Олимпиадам британцы отнеслись несерьезно. Родоначальники академической гребли считали важными только национальные регаты. Например, в Париже Англия была представлена только одним гребцом. Зато на IV Олимпиаде (Швеция, 1912) весь золотой пьедестал остался за Великобританией, плюс три серебра из четырех возможных.

В 1976 г в олимпийскую программу включили женскую греблю.

Выступление советских гребцов

Советские гребцы включились в олимпийскую регату в 1952 г (XV летняя Олимпиады, Финляндия). Дебют оказался удачным. В неофициальном командном зачете СССР занял 2-е место. Три советских экипажа увезли на родину олимпийские награды.

Золото в соревнованиях одиночек завоевал Юрий Тюкалов. Он стал первым олимпийским чемпионом по академической гребле среди советских спортсменов. На вторую ступень пьедестала поднялись экипажи восьмерки и парной двойки.

Сильным получился также дебют советских гребчих. В 1976 г женщины разыграли шесть комплектов олимпийских наград. Советские девушки смогли завоевать медали в пяти дисциплинах – два серебра, три бронзы.

За свою историю советские спортсмены приняла участие в девяти олимпийских регатах. Из них семь раз команда СССР входила в тройку сильнейших сборных мира. С каждой Олимпиады советские гребцы возвращались с золотыми наградами. Академическая гребля принесла советскому спорту 42 награды –12 золотых медалей, 20 серебряных и 10 бронзовых.

Лидеры XXI века

В XXI веке лидерами гребного спорта являются: Великобритания, Новая Зеландия, Германия, Австралия. Например, Англия в последних четырех Олимпиадах (с 2008 по 2021 г) завоевала 22 медали, из них 9 золотых. Две Олимпиады подряд (2012, 2016) британцы возглавляли общекомандный зачет.

На Олимпийских играх в Токио (2021 г) медальный зачет возглавила Новая Зеландия. России академическая гребля принесла две серебряных медали. Анна Пракатень пришла второй в заезде одиночек. Российская пара: Василиса Степанова и Елена Орябинская, выиграли серебро в соревнованиях женских двоек.

Виды академической гребли

Академическая гребля включает в себя несколько разделов (классов). Классификацию проводят по виду гребли и количеству гребцов.

Вид гребли:
парная гребля – спортсмен работает двумя веслами,
распашная гребля – спортсмен гребет одним веслом, удерживает его обеими руками.

Численность экипажа предполагает четыре варианта:
одиночки,
двойки,
четверки,
восьмерки.

Различные комбинации способа гребли, количества и состава гребцов определяют вид спортивной дисциплины.

Олимпийская программа

Долгие годы олимпийский гребной спорт отдавал предпочтение мужчинам. Например, в 2016 году мужчины получили восемь золотых медалей, женщины шесть. 2021 год провозгласил гендерное равенство в академической гребле.

Современная программа летних Олимпийских игр включает в себя одинаковое количество заездов для мужчин и женщин. В Токио мужчины и женщины разыграли по 7 комплектов наград, всего – 14.

Для всех классов академической гребли установлена одна олимпийская дистанция – 2000 метров.

Одиночки. Название говорит само за себя. В лодке находится один спортсмен. Гребец работает двумя веслами.

Двойки парные. Здесь все понятно – два спортсмена, две пары весел (у каждого спортсмена два весла).

Двойки парные, легкий вес. От предыдущего варианта отличается тем, что установлены ограничения по весу.
Мужчины. Максимально допустимый вес одного гребца – 72,5 кг. Причем суммарный вес экипажа не должен превышать 140 килограмм.
Женщины. Разрешенный вес одного гребца – до 59 кг. Суммарный вес – 114 кг.

Распашные двойки. Экипаж состоит из двух человек. Лодка оснащена двумя веслами. Каждый спортсмен гребет только одним веслом.

Гребцы распашного весла делятся на загребных (весло справа) и баковых (весло расположено слева от гребца).

Четверки парные. Экипаж состоит из четырех человек. У каждого гребца пара весел.

Распашные четверки. Экипаж состоит из четырех гребцов распашного весла. До 2020 года, в этом классе академической гребли соревновались только мужчины.

Восьмерки (распашные). На самом деле команда состоит из девяти человек. Девятый спортсмен – рулевой. Он не работает веслами – задачи другие. Рулевой управляет движением лодки и руководит действиями команды.

Вес рулевого регламентирован правилами соревнований. Для мужского экипажа минимальный вес рулевого составляет 55 килограмм. Если девятый член экипажа весит меньше нормы, то лодку загружают дополнительным грузом.

В академической гребле существует забавная традиция. Если экипаж выигрывает гонку, то рулевого бросают за борт.

Парная и распашная гребля

Постскриптум

Академическая гребля уникальный вид спорта. Главное отличие от байдарки и каноэ – особая конструкция лодки.

Подвижное сиденье позволяет сгибать ноги в коленях. Благодаря чему включаются в работу мышцы нижних конечностей.

Вместе с тем, большая амплитуда движений увеличивает нагрузку на мышцы груди и плечевого пояса. Особый гребок вытягивает мышцы спины и пресса. Классическая гребля развивает всю мышечную систему человека.