История

Художественная гимнастика, история российской школы гимнастики

Художественная гимнастика – вид спорта с музыкальным сопровождением, объединивший гимнастические и танцевальные упражнения. На Олимпийских играх разыгрывают две золотых медали – в личном и групповом многоборье. В XXI веке никто кроме российских гимнасток не поднимался на золотой пьедестал.

История художественной гимнастики

Много столетий танец и гимнастика существовали независимо друг от друга. На рубеже веков они встретились, чтобы положить начало развитию одного из самых изысканных видов спорта. История художественной гимнастики началась, как стремление объединить искусство танца и физические упражнения.

Истоки (кон. XIX нач. XX века)

В конце XIX века произошло знаменательное событие. В 1896 г, в Афинах прошли первые Олимпийские игры современности. На Играх большим успехом пользовались соревнования по спортивной гимнастике. Мужчины состязались в физических упражнениях, демонстрируя мышечную силу.

Возрождение Олимпийских игр подхлестнуло интерес к античному наследию. Древние греки, как известно, ценили не только физическое совершенство. Искусство танца восхищало ахейцев наравне с подвигами Геракла. А соревнование музыкантов (трубачей) входило в программу античных Олимпиад.

Понадобилось время, чтобы музыка, танцы и гимнастика слились воедино. Предпосылки для создания художественной гимнастики лежали в четырех направлениях:
эстетическая гимнастика,
танцевальная гимнастика,
ритмическая гимнастика,
свободный танец.

В начале XX века все четыре направления получили широкое распространение на территории России и повлияли на развитие балета. В свое время, школа русского балета создала основу для формирования нового спортивного искусства.

Эстетическая гимнастика

Эстетическая гимнастика – вид гимнастики, основанный на естественных, движениях тела. Выступление гимнаста содержит прыжки, подскоки, спиральные повороты, танцевальные шаги, волнообразные движения конечностей. Основоположником эстетической гимнастики (другое название «выразительная гимнастика») считают французского теоретика сценического искусства Франсуа Дельсарта (годы жизни: 1811-1871).

Изучая древнегреческое искусство и наблюдая за движениями детей, которые выражают свои эмоции мимикой и жестами, Дельсарт установил, что каждому эмоциональному состоянию человека соответствует определенная мимика и положение тела (рук, ног, головы).

Дельсарт и его последователи составили таблицы, в которых классифицировали жесты и эмоции. Так, например, только для рук предполагалось 243 разновидности движений. Несколько движений, выполненные в определенной последовательности, передают переживания, настроения и мысли человека.

Танцевальная гимнастика

Первые шаги для формирования художественной гимнастики, как самостоятельного вида спорта, сделал французский физиолог и педагог Жорж Демени (1850-1917). Родоначальник «танцевальной гимнастики» обосновал необходимость использования танцевальных движений для развития гибкости гимнаста.

Демени разработал собственную, новую для своего времени, систему физической подготовки. За основу взял динамические упражнения – упражнения на растягивание и расслабление мышц, танцевальные шаги, шпагаты, а также упражнения с предметами: булавами, палками, венками.

Ритмическая гимнастика

Значительный вклад в развитие музыкально-ритмических элементов гимнастики внес швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Основатель «ритмической гимнастики», для развития координационных способностей гимнаста, предложил соединить музыку, танцевальные движения и гимнастические упражнения.

Своих учеников Жак-Далькроз учил, в первую очередь, слушать «ритм музыки». «Не танцевать под музыку, а в танцах воплощать музыку», – неоднократно повторял швейцарский педагог.

Свободный танец

История зарождения художественной гимнастики неразрывна связана с именем американской танцовщицы Айседоры Дункан (жена поэта Сергея Есенина).

Танцовщица-новатор, опираясь на античные традиции, разработала свою систему танца, так называемый «свободный танец». Дункан вернула танцу его изначальную естественность. Танцевала босиком в лёгких полупрозрачных хитонах. Использовала простые движения ходьбы и бега. Танцы Айседоры напоминали рисунки древнегреческих фресок.

Свободные танцы Айседоры Дункан, ее импровизации, легкая пластика, естественные, раскрепощенные движения оказали большое влияние на развитие российской школы художественной гимнастики.

Рожденная в СССР

Родиной художественной гимнастики, как вида спорта, по праву называют СССР. Официальной датой рождения считают 1934 г. В этом году, в Ленинграде, при Институте физической культуры имени П.Ф. Лесгафта была открыта «Высшая школа художественного движения». Предмет специальной подготовки носил название – «художественная гимнастика».

Первые шаги

Преподавательский состав «Высшей школы художественного движения» состоял из преподавателей различных школ эстетической, ритмической и танцевальной гимнастики, а также ведущих мастеров Мариинского театра.

Например, классический танец преподавал Р.В. Захаров (балетмейстер Мариинского театра, будущий народный артист СССР). Характерный танец вел С.Г. Корень (балетмейстер-репетитор Большого театра СССР).

В 1936 году «Высшую школу художественного движения» преобразовали в кафедру гимнастики. Кафедра Института имени П.Ф. Лесгафта стала центром методической и исследовательской работы по художественной гимнастике. Ленинградские педагоги классифицировали упражнения, ввели общепринятые термины, разработали правила соревнований и систему их проведения.

Первые личные соревнования по художественной гимнастике прошли в 1939 г. Состязания носили показательный характер, в них участвовали студентки и преподаватели института.

Первое лично-командное первенство провели в 1941 г, на чемпионате Ленинграда по художественной гимнастике. Программа соревнований состояла из обязательного и произвольного упражнений. По итогам соревнований присвоили первые классификационные разряды в этом виде спорта, с III по I.

Послевоенные годы

В 1949 году, в Киеве провели первый официальный чемпионат СССР по художественной гимнастике. Соревнования прошли в личном первенстве. Первой чемпионкой СССР стала Любовь Денисова.

Новым видом спорта заинтересовались за рубежом. Советские гимнастки стали выезжать в другие страны с показательными выступлениями. Это привело к развитию художественной гимнастики на международном уровне. В середине 20-го века спортивные секции появились в Болгарии, Венгрии, Румынии, Чехословакии.

В 1960 году в Софии состоялись первая встреча гимнасток на международном уровне. Свое искусство продемонстрировали представительницы Болгарии, СССР, Чехословакии.

Спустя 3 года, в декабре 1963 г в Будапеште прошли первые официальные международные соревнования – Кубок Европы. Когда подвели итоги, обнаружили, что участие принимали не только европейки. Тогда, задним числом, приняли решение считать эти соревнования первым чемпионатом мира. Победительницу – москвичку Людмилу Савинкову, объявили первой чемпионкой мира по художественной гимнастике, в личном первенстве.

В 1967 году в Копенгагене (Дания) сборные команды 11 стран разыграли первые медали чемпионатов мира в групповых соревнованиях. Золото выиграла команда СССР. Олимпийская история стартовала в 1984 году.

Художественная гимнастика на Олимпийских играх

Художественная гимнастика – единственный вид олимпийского спорта, рожденный в СССР. Тем не менее, первые олимпийские соревнования Советский Союз пропустил. Вмешалась политика.

Первые олимпийские чемпионы

Первый олимпийский турнир по художественной гимнастике состоялся в 1984 г. Олимпиада прошла в Лос-Анджелесе.

СССР бойкотировал Игры. Таким жестом советское руководство ответило на бойкот Олимпиады-80, прошедшей в Москве. Тогда более 60 стран, включая США, бойкотировали московскую Олимпиаду.

В 1984 году разыграли один комплект медалей. Гимнастки соревновались в индивидуальном многоборье. В отсутствие представителей большинства социалистических стран, победу одержала гимнастка из Канады – Лори Фанг. Малоизвестная спортсменка навсегда вошла в историю, как первая олимпийская чемпионка по художественной гимнастике. Через год, на чемпионате мира 1985 г, Лори Фанг заняла 9-е место.

Олимпийские игры 1988 года показали «кто в доме хозяин». Золото и бронзу забрали советские гимнастки – Марина Лобач и Александра Тимошенко.

1992 год подтвердил расклад сил в этом виде спорта. В этот раз Александра Тимошенко поднялась на первую ступень олимпийского пьедестала. Бронзовую медаль завоевала Оксана Скалдина.

Начиная с 1996 года, в художественной гимнастике разыгрывают два комплекта медалей – в индивидуальном и групповом многоборье. Олимпиада-1996 – единственный случай в истории, когда Россия осталась без золотых медалей. В личных состязаниях Янина Батыршина выиграла серебро. Первые олимпийские соревнования групп принесли российской команде бронзу.

Триумф российских гимнасток

Сидней, 2000 год – с этой Олимпиады началась бесспорная гегемония России в художественной гимнастике. Со всех Олимпийских игр, обе золотые медали, неизменно отправляются в копилку отечественного спорта. Более того, российские гимнастки взяли за правило, оставлять себе олимпийское серебро в личных соревнованиях.

2012 год – золото, Евгения Канаева; серебро, Дарья Дмитриева.
2016 год – золото, Маргарита Мамун; серебро, Яна Кудрявцева.

На Олимпийских играх в Токио выступают две сестры – Арина и Диана Аверины. Как двойняшки распределят олимпийский пьедестал?

Олимпийская программа по художественной гимнастике (регламент)

Программа летних Олимпийских игр содержит два раздела художественной гимнастики:
личное многоборье,
групповое многоборье.

Личное многоборье

Личное многоборье состоит из 4 упражнений. Все упражнения выполняют с предметами. На олимпийском турнире «художницы» используют гимнастические предметы 4 видов:
лента,
мяч,
обруч,
булавы.

Соревнования проходят в два этапа: квалификация и финал. На этапе квалификации соревнуются 24 спортсменки. Гимнастки поочередно выполняют 4 упражнения с одним из предметов. За каждое упражнение начисляют заработанные очки. Затем все баллы суммируют и выявляют 10 лучших гимнасток. Они проходят в финал.

Финальная часть проходит аналогичным образом. Олимпийских призеров определяют по общей сумме баллов за 4 упражнения.

Групповое многоборье

Групповое многоборье по художественной гимнастике – это соревнование команд из разных стран. На Олимпийских играх 2012 года соревновалось 12 команд. В Олимпиаде-2016 приняло участие 14 сборных.

Соревнование групп, как и личное первенство, состоит из двух этапов. По итогам квалификации 8 лучших команд пройдут в финал и разыграют олимпийские медали.

Групповое многоборье включает в себя два упражнения. В первом упражнении применяют предметы одного вида, во втором не менее двух видов.

Команда состоит из 5 человек. Все девушки выходят на ковер одновременно. Для первого упражнения гимнастки используют одинаковые предметы, например, ленты. На второе упражнение «художницы» выходят, вооружившись разными предметами. Например, две гимнастки берут обручи, остальные – булавы.

В групповых соревнованиях переброска предметов является обязательным элементом программы. Художницы «меняются» предметами подбрасывая их высоко вверх. Этот элемент считается технически очень сложным. Все действия должны быть синхронными, а падение предмета на пол, жестоко карается судьями.

С другой стороны, именно переброски делают групповые соревнования необыкновенно зрелищными и яркими. Эту искрометную изюминку не увидишь в индивидуальных выступлениях.

Резюмируем

Художественная гимнастика, как самостоятельный вид спорта, родилась в СССР. Колоссальное влияние на формирование и развитие отечественной школы художественной гимнастики оказал русский балет.

Выступления россиянок отличаются изяществом и утонченностью, особой постановкой рук и ног, и удивительной хореографией. Благодаря преемственности поколений гимнастки СССР и России, десятки лет удерживает лидирующие позиции в этом виде спорта.