- История

Гребля на байдарках и каноэ – олимпийский спорт и водный туризм

Гребля на байдарках и каноэ долгие годы развивалась, как вид водного туризма. Сплав на байдарке представлял собой разновидность активного отдыха. Это отдельный мир, со своей философией и особыми традициями.

В 1936 году байдарочники и каноисты включились в олимпийскую гонку. В 1972 году заявил о себе новый раздел – гребной слалом. Современная олимпийская программа включает в себя 16 различных заездов на байдарках и каноэ.

Каноэ, байдарка и водный туризм

Девятнадцатый век часто называют веком рождения водного туризма. Во многих городах Европы появились яхт-клубы и клубы любителей гребли. Повсеместно проводились регаты. Парусный и гребной спорт собирали тысячи поклонников.

Прогулки на яхтах стали популярными и вызывали восхищение. Газеты и журналы с восторгом раскрывали подробности таких путешествий.

Но, парусная яхта, при всей своей красоте, была доступна только аристократии. А специальная гоночная лодка являлась достоянием спортсменов. Академическая гребля развивалась исключительно, как вид спорта. Академическое судно для путешествий не подходит.

Шотландский искатель приключений Джон Мак-Грегор соединил лодку и туризм. Лодку для своих странствий энтузиаст построил сам. За основу взял индейскую каноэ и эскимосский каяк (современная байдарка). Назвал свое произведение в честь шотландского национального героя – «Роб-Рой».

Тысяча миль на каноэ

Иногда природа в одном человеке собирает все, что хотел бы увидеть Творец в своем Творении. Одаренный писатель, увлеченный изобретатель и заядлый путешественник – великобританец шотландского происхождения Джон Мак-Грегор, познакомил мир с философией плавания на каноэ.

В 1866 году Джон Мак-Грегор опубликовал книгу «Тысяча миль на каноэ «Роб-Рой». В книге шотландец рассказал о своих увлекательных путешествиях по рекам Европы.

«Пешим ходом, вы не увидите красоты морей и рек. При ходьбе под парусами вам будут недоступны мелководья. Когда вы сплавляетесь на каноэ – вы сможете пройти везде», – писал путешественник, – «Только с борта маленькой лодки ты видишь море таким, какое оно есть – настоящим».

В своей книге Мак-Грегор делился опытом байдарочного путешествия. Давал советы по устройству быта, приготовлению пищи и многое другое. Но главное он красиво описал превосходство своей лодки, которую с легкостью можно дотащить «до соседнего водоема».

Писательский талант автора обеспечил популярность его произведению. Кредо байдарочника: «Легкая ноша – легкие мысли», покорила сердца путешественников. Гребля на байдарках и каноэ увлекала романтиков в отважные путешествия по диким рекам Европы. Смельчаки не боялись выходить и в открытое море.

Развитие любительской гребли

Энтузиазм Мак-Грегора не знал границ. В 1867 году, Джон (юрист по образованию) организовал клуб любителей гребли на байдарках и каноэ. Гребля в Англии всегда пользовалась поддержкой августейшей семьи. Вскоре любительское общество Мак-Грегора получила амбициозное наименование – «Английский Королевский клуб гребли на байдарках и каноэ».

Королевский клуб способствовал развитию любительской гребли. Членами клуба становились дипломаты, врачи, юристы, студенты престижных университетов. Отправляясь в путешествия, они брали с собой личные байдарки и каноэ. Иногда экспериментаторы, в том числе Мак-Грегор, устанавливали на свои маленькие лодки парус и выходили в открытое море.

В 1874 году Английский королевский клуб сконструировал четырехместную байдарку типа «Роб-Рой». Она стала предшественницей современной байдарки-четверки. С 1875 году клуб начал издавать свой журнал – «Каноист». Журнал публиковал отчеты путешественников.

Мак-Грегор посвятил водным путешествиям всю свою жизнь. Свои лодки он неизменно конструировал сам. Джон спроектировал и построил по меньшей мере семь подобных лодок.

На своих «Роб Роях» путешественник обошел реки Норвегии, Швеции, Дании, Германии, Великобритании, Франции. Побывал на Балтийском и Красном море. Сплавлялся по реке Иордан.

В своих книгах и на страницах журнала «Каноист» Джон Мак-Грегор проповедовал путешествия любителей на байдарках и каноэ – то, что сейчас называют водным туризмом.

Различия между байдаркой и каноэ

Удлиненная форма, заостренные нос и корма, одинаковая длина (у одноместных и двухместных лодок) – на этом сходство между байдаркой и каноэ заканчиваются. Различий намного больше, чем кажется на первый взгляд.

Устройство байдарки

Байдарка (каяк) – лодка приморских народов тихоокеанского севера. Эскимосы, чукчи и другие сибирские народы использовали каяк для передвижения по холодным водам и охоты на морского зверя.

Высокая волна может затопить маленькую лодку, а ледяные брызги обжигают холодом. Поэтому палуба каяка всегда была закрытой, чтобы защитить гребца от морской воды. Некоторые современные байдарки оснащены съемным фартуком.

Второе важное отличие – форма весла. Байдарку приводит в движение двухлопастным веслом. Другими словами – весло байдарки имеет широкую лопасть с двух сторон.

Третье отличие – в спортивной байдарке предусмотрен руль. Он установлен под кормой лодки. Поворот руля спортсмен осуществляет ступнями. Ноги гребца упираются в рулевую планку Т-образной формы.

Самое главное отличие байдарки от каноэ и академической лодки – это способ посадки. Байдарочник гребет сидя лицом вперед. В классической гребле спортсмен сидит и гребет спиной вперед. В каноэ сиденье вовсе отсутствует (об этом чуть ниже).

Прежде чем перейти к описанию каноэ, закрепим информацию о байдарках.

Спортивная байдарка

Современная байдарка

Байдарочник гребет сидя.

У байдарки двухлопастное весло и закрытая палуба.

В байдарке предусмотрен руль.

Особенности каноэ

Название лодки связывают с индейцами Латинской Америки. Индейцы выдалбливали лодки из единого ствола дерева. Передвигались на своих долбленках по теплым рекам. Поэтому каноэ делали открытыми (без палубы).

Индейцы, в отличие от эскимосов, были народом воинственным. Очень любили лук, стрелы и томагавк. Стрелять из лука, метать томагавк из положения сидя можно, но не очень эффективно. Стрелять, стоя на одном колене, удобней и безопасней. В случае обстрела можно быстро нырнуть в воду и спрятаться за лодкой.

Теперь вы понимаете, как появился традиционный способ гребли на каноэ – стоя на одном колене. В спортивных моделях каноист упирается коленом в специальную опору (подушку).

Техника гребли на каноэ принципиально отличается от гребли на байдарке. Каноист владеет однолопастным веслом и гребет им с одной стороны лодки. Кроме того, конструкция каноэ не предусматривает наличие специального руля. Спортсмен управляет лодкой только веслом. Направляя каноэ, гребец выполняет специальное движение в конце гребка – подкручивает весло.

каноэ

Спортивное каноэ (для «гладкой воды»)

Гребец управляет лодкой стоя на одном колене.

Весло однолопастное.

Палуба открытая, специального руля нет.

Гребля на байдарках и каноэ в программе Олимпийских игр

В отличие от академических гребцов, байдарочники и каноисты не торопились вступать в олимпийскую семью. Долгие года гребля на байдарках и каноэ развивалась, как вид водного туризма.

В начале 20-го века в большинстве стран уже существовали различные союзы и ассоциации любителей гребли. Члены таких союзов делились опытом путешествий, обменивались впечатлениями, но не стремились превращать свое увлечение в соревновательную гонку. Ситуация изменилась в 1924 году.

Создание международной организации

В январе 1924 года в столице Дании (Копенгаген) состоялся международный съезд любителей гребли на байдарках и каноэ. Решением депутатов была организовано Международное представительство каноистов. В 1946 году организацию переименовали в Международную федерацию каноэ (в русской транслитерации – ИКФ). Развитие гребли вышло на новый уровень.

Федерация задалась целью – включить греблю на байдарках и каноэ в олимпийскую программу. ИКФ утвердила единые для всех размеры лодок. Установила длину дистанций для олимпийских соревнований.

В 1936 году (XI летняя Олимпиада, Берлин) байдарочники и каноисты разыграли первые олимпийские медали в своем виде спорта. Соревновались только мужчины. Женское первенство включили в программу летних Олимпиад в 1948 г. В 1972 году заявил о себе новый раздел – гребной слалом.

Олимпийские дисциплины

Современная программа Олимпийских игр включает в себя 16 гонок на байдарках и каноэ.
Все гонки разбиты на три раздела:
гребля на байдарках – 9 заездов;
гребля на каноэ – 3 заезда;
гребной слалом – 4 заезда.

К участию в соревнованиях допускают лодки, отвечающие следующим параметрам:
одноместная байдарка (одиночка) – длина 520 см, вес 12 килограмм;
двухместная байдарка (двойка) – 650 см / 18 кг;
четырехместная байдарка (четверка) – 1100 см / 30 кг;
каноэ-одиночка – максимальная длина 520 см, максимальный вес 14 кг;
каноэ-двойка – 650 см / 20 кг.

Классическую греблю на байдарках и каноэ проводят на «гладкой воде». Гонка проходит на спокойной воде, по прямой дистанции, без препятствий.

Гребной слалом, это экстремальный вид гребли. Гонка проходит по «бурной воде», с сильным течением. Дистанция включает в себя преодоление препятствий.

Гребля на байдарках

На Олимпийских играх байдарочники разыгрывают девять комплектов медалей: пять мужчины, четыре женщины.

Гребля на байдарках среди мужчин проходит в следующих классах:
байдарка-одиночка, 200 метров;
байдарка-одиночка, 1000 метров;
байдарка-двойка, 200 метров;
байдарка-двойка, 1000 метров;
байдарка-четверка, 1000 метров.

Среди женщин проводят четыре заезда:
байдарки-одиночки, 200 метров;
байдарки-одиночки, 500 метров;
байдарки-двойки, 500 метров;
байдарки-четверки, 500 метров.

Гребля на каноэ

На Олимпийских играх гребля на каноэ представлена в трех классах. Соревнуются только мужчины:
каноэ-одиночка, 200 метров;
каноэ-одиночка, 1000 метров;
каноэ-двойка, 1000 метров.

Гребной слалом

Гребной слалом – скоростной спуск по реке с бурным течением и преодоление преград в виде водных порогов и искусственных ворот. Неолимпийские соревнования любителей проводят в естественных условиях – на горных реках.

Олимпийские состязания проводят только на искусственных трассах. Первый искусственный канал для гребного слалома сконструировали в Германии, специально для XX летней Олимпиады (Мюнхен, 1972 г).

Создание искусственных каналов требует времени и весомых финансовых затрат. Поэтому в гребном слаломе наступил двадцатилетний перерыв. В 1992 г экстремальную греблю вернули в Олимпийскую программу.

Правила гребного слалома.
Протяженность дистанции колеблется от 250 до 400 м. По всей трассе устанавливают «ворота». Над водной поверхностью натягивают трос. К тросу подвешивают две вехи (мягкие столбики). Вехи раскрашены в разные цвета. Количество ворот от 18 до 25.

Преодолевая дистанцию, спортсмен должен пройти через все ворота, в порядке их нумерации. Одни ворота проходят по течению, другие – против течения.

Вешек нельзя касаться лодкой, веслом или любой частью тела. За пропуск ворот или неправильное прохождение начисляют штрафные секунды.

В гребном слаломе суда подразделяют на два класса: каноэ и каяк (вместо байдарки).
Принципиальных конструктивных различий между байдаркой и каяком нет. Кроме одного – не существует четырехместных каяков.
Но слаломисты никогда не называют свою лодку «байдаркой», только – «каяк». Традиционно байдаркой именуют туристические лодки, и суда для спортивной гладкой гребли.

Титул олимпийского чемпиона слаломисты оспаривают в четырех дисциплинах:
каноэ-одиночки – мужчины;
каноэ-двойки – мужчины;
каяк (байдарка-одиночка) – мужчины;
каяк (байдарка-одиночка) – женщины.

Гребной слалом