- История

Дзюдо – история и правила японской борьбы

Дзюдо – вид боевого искусства, представляющий из себя единоборство без оружия. Приемы традиционного дзюдо легли в основу многих современных систем рукопашного боя, в том числе советского самбо и бразильского джиу-джитсу.

«Дзю» – в переводе означает «гибкость» или «мягкость». «До» – обозначает путь.

Истоки дзюдо

В 1882 году мастер боевых искусств Дзигоро Кано открыл в Токио свою первую школу. Это событие считают датой рождения дзюдо. Однако история национального японского единоборства началась за несколько столетий до рождения Дзигоро Кано.

Рождение японского дзю-дзюцу

XVI век – Японию раздирает гражданская война (период Сэнгоку). Феодалы делят власть. Самураи режут друг друга, в бесконечных рукопашных стычках. Война многому учит – и убивать, и выживать.

В 1532 году один из военачальников – Хисамори Такэноути, разработал систему рукопашного боя для ситуаций, когда оружие оказалось неэффективным. Набор приемов включал в себя техники защиты и нападения.

Техника нападения состояла из приемов обездвиживания и удушения. Использовали, например, для бесшумного уничтожения охраны феодала. Основу защиты составляла бросковая техника.

Отличительная особенность дзю-дзюцу XVI века – отсутствие ударной техники. Причину объяснить просто – ударная техника неэффективна против доспехов. Кулаком или ногой железную пластину не пробьешь.

Ударная техника

XVII век – гражданская война закончилась. В Японии установлена сильная, централизованная власть (период Сегуната Токугава). Военные конфликты запрещены. Оружие и доспехи пришлось «повесить на гвоздь». Как самураю заработать на жизнь?

Многие самураи открыли свои школы. Мальчиков из богатых семей обучали военному искусству и приемам самообороны без оружия.

Японские мастера позаимствовали некоторые приемы из китайского ушу. В дзю-дзюцу включили ударную технику, но она имела свои особенности.

Японская философия целесообразности повлияла на выбор приемов. Количество ударов минимизировали. Все удары были направлены только в жизненно-важные точки тела.

Мирная жизнь повлияла на дальнейшее развитие боевых искусств. В это время сформировалось множество школ, где преподавали технику рукопашного боя против невооруженного противника.

Школа «Сердце ивы»

Дальнейшее развитие дзю-дзюцу история связала с именем Акияма Сиробэя Еситоки. В 1632 году врач из японского города Нагасаки открыл свою школу единоборств – «Ёсин-рю Дзюдзюцу». Техника борьбы, которую преподавали в школе Ёсин-рю, переводится, как – «Сердце ивы».

Однажды Акияма Сиробэй прогуливался по саду после сильного снегопада. Урок, который преподала природа, легли в основу техники «Ёсин-рю». Ветки больших деревьев не выдержали тяжести снега и сломались. А тонкие, гибкие ивы, сначала прогнулись под тяжестью силы, затем сбросили с себя снег и гордо выпрямились.

Вдохновленный увиденным, Акияма Сиробэй сформулировал основные принципы дзю-дзюцу. Эти принципы легли в основу всех японских единоборств – «Поддаться, чтобы победить. Слабый победит сильного, если сначала поддастся».

В школе «Сердце ивы» разработали более трёхсот техник, основанных на принципе «Дзю» – что в переводе означает «гибкость» или «мягкость». Основу школы Ёсин-рю составляли бросковые, болевые и удушающие приемы с использованием одежды противника.

Приемы, разработанные в школы Ёсин-рю, явились фундаментом для создания техники дзюдо.

Создание и развитие дзюдо

Дзюдо – это боевое искусство и философия одновременно. Основной принцип японской борьбы гласит – «Чтобы победить, не сопротивляйся. Сначала уступи натиску противника, используй его силу, а затем поймай в ловушку».

Рождение дзюдо связано с личной историей его создателя – Дзигоро Кано.

Учитель литературы и мастер боевых искусств

Японский юноша Дзигоро Кано напоминал современного «ботаника». Учился в Токийском университете, изучал философию, литературу, политические науки. Природа наградила юношу добрым сердцем и светлыми мозгами, но богатырское здоровье отдала другим. Другие, обделенные мозгами, «ботаника» часто обижали.

В возрасте 17 лет Дзигоро Кано занялся изучением дзю-дзюцу. В 1881 году Кано закончил университет и устроился в школу на должность учителя литературы. Молодому человеку едва исполнился 21 год, но он уже считался признанным мастером дзю-дзюцу.

В октябре 1882 года Дзигоро Кано открыл свою школу боевых искусств – Кодокан. Это событие считают отправной точкой в истории развития дзюдо. В настоящее время институт Кодокан занимает девятиэтажное здание в Токио.

Традиционное «Кодокан дзюдо»

Стиль «Кодокан дзюдо» представляет собой традиционное или классическое дзюдо. Дзюдоисты, кроме техники борьбы, изучают философские и нравственные аспекты, связанные с дзюдо.

Первая группа, которую собрал Дзигоро Кано, состояла из 9 человек. Техника Кано отличалась от остальных техник дзю-дзюцу. Чтобы не допустить травмы, основатель дзюдо исключал из своей программы наиболее опасные приемы.

Дзигоро создал новый вид борьбы. Техника базировалась на гибкости учеников, и мягких «продуманных» движениях.

В 1885 году ученики Дзигоро Кано победили в соревнованиях, проводимых Полицейским управлением Токио. Дзюдоисты повторяли свой успех на протяжение нескольких лет. Система борьбы, созданная Дзигоро Кано, затмила славу остальных школ дзю-дзюцу.

В 1907 году Японское правительство включило дзюдо в школьную программу. «Мягкую борьбу», которая исключала переломы и увечья, взяла на вооружение японская полиция.

Влияние дзюдо на джиу-джитсу

В 1904 году Дзигоро Кано направил в США двух своих учеников Цунэдзиро Томиту и Мицуе Маэду. Для развития дзюдо на американском континенте, ученики Кано провели ряд показательных выступлений, в том числе в Белом доме.

Затем, один из учеников – Мицуе Маэда отправился в турне по Южной Америке. В итоге он поселился в Бразилии. Здесь дзюдоист участвовал в соревнованиях с борцами разных стилей. В поединках Маэда использовал не только технику дзюдо, но и приемы японского дзю-дзюцу.

В 1917 году Мицуе Маэда открыл в городе Белене свою школу единоборств. Мицуе преподавал приемы дзюдо и японского дзю-дзюцу. Стиль, которому обучал Маэда, бразильцы называли «джиу-джитсу». На его основе создано современное бразильское единоборство.

Появление дзюдо в России

История дзюдо в России связана с именем Василия Сергеевича Ощепкова (1892 – 1937). Детство и юность родоначальника советского дзюдо прошли в Японии. Ощепков прошел обучение в токийском институте дзюдо – Кодокан. Получив черный пояс и степень мастера 2-й дан вернулся в Россию.

Первые кружки

Первые кружки дзюдо Ощепков пробовал организовать ещё в 1914 году во Владивостоке. Но гражданская война воспрепятствовала планам энтузиаста. С 1918 по 1926 год был резидентом разведывательного управления Красной Армии в Японии.

В 1929 году Ощепков назначен преподавателем Московского института физической культуры. Здесь он преподает дзюдо и закладывает фундамент для создания отечественного вида единоборств.

Фундамент для самбо

Работая в институте физкультуры Василий Сергеевич знакомится с видами борьбы народов СССР и мира. Проанализировав штыковой бой, вольную борьбу, китайское ушу и целый ряд национальных видов борьбы, Ощепков разработал свою систему рукопашного боя.

В 1931 году Ощепков публикует методическое пособие – «Физические упражнения РККА». В пособии была изложена комплексная программа обучения рукопашному бою военнослужащих Красной Армии.

На основе системы, разработанной Ощепковым, в дальнейшем был создан отечественный вид единоборств – советское самбо. Термин «самбо» и дальнейшее развитие борьбы принадлежит Спиридонову Виктору Афанасьевичу.

Сам Ощепков попал под репрессии 1937 года. Был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии. Умер в камере Бутырской тюрьмы.

Дзюдо попало под запрет. Вплоть до 60-х годов прошлого века заниматься японской борьбой было опасно. За нелегальные тренировки дзюдоиста, как и каратиста ждала тюрьма. Реабилитировали дзюдо, только после включения японской борьбы в программу Олимпийских игр.

Отличие дзюдо от самбо

Большинство приемов самбо взято из дзюдо. Глобальных отличий в этих двух видов спорта нет. Например, советские самбисты удачно выступали на олимпийских соревнованиях по дзюдо.
Но все же есть различия, которые видны даже непосвященному зрителю.

Стойка. Дзюдоисты перемещаются по ковру в высокой стойке. Самбисты вступают в схватку из низкой стойки.

Болевые приемы. Это визитная карточка самбо. Болевые проводят на любой сустав и на руки, и на ноги (локти, колени, кисти, голеностоп и т.д.) В спортивном дзюдо болевые разрешены только на локтевой сустав.

Удушения – в дзюдо разрешены, в самбо запрещены.

Захваты за пояс – в самбо используют активно, в японском единоборстве запрещены.

Форма. Костюм самбиста состоит из куртки, спортивных шорт и обуви (самбовки). Дзюдоисты выступают босиком, в кимоно (дзюдоги) белого или синего цвета.  Дзюдоги состоит из куртки и штанов.

Стиль поединка. Поединок самбистов проходит в основном в партере. Это беспрерывная силовая борьба. Такая «возня» требует больших физических затрат. В этом отношении самбо ближе к вольной и классической борьбе.

Дзюдоисты делают ставку на технику и гибкость. Борцы стараются сохранить стойку и совершить бросок. Здесь одно действие может решить исход всего поединка.

Статус. Дзюдо – олимпийский вид спорта. Самбо – нет.

Дзюдо на Олимпийских играх

Дзюдо дебютировало на Олимпийских играх в 1964 году (XVIII летняя Олимпиада, Токио). Соревнования прошли среди мужчин, в четырех весовых категориях. Женские поединки включили в программу Игр в 1992 г.

Современная программа Олимпийских игр включает в себя семь весовых категорий для мужчин, столько же для женщин.

Выступления советских дзюдоистов

Первая советская команда дзюдоистов была составлена из самбистов. «Соломоновым решением» руководство СССР «убило двух зайцев». С одной стороны, дзюдо в СССР не существовало. С другой стороны, советское самбо не является олимпийским видом спорта.

Решили воспользоваться ситуацией. Переодели самбистов в кимоно и отправили на Олимпиаду. Первое выступление оказалось удачным. Все четыре спортсмена дошли до полуфинала и привезли домой бронзовые медали.

Такие «переодевания» продолжались на протяжении многих лет. В 1972 году дзюдо, наконец-то, вышло из подполья и была создана соответствующая Федерация.

За всю историю дзюдо, пять советских дзюдоистов стали олимпийскими чемпионами: Шота Чочишвили, Владимир Невзоров, Сергей Новиков, Николай Солодухин, Шота Хабарели.

Лидеры XXI века

Более сорока лет Страна восходящего солнца удерживала лидирующие позиции в этом виде спорта. Российские дзюдоисты разрушили гегемонию Японии. Олимпиада-2012 принесла отечественному дзюдо три золота и первую строчку в медальном зачете.

Из Рио-де-Жанейро (Олимпиада 2016 г) наши дзюдоисты привезли две медали высшей пробы. Титул олимпийского чемпиона завоевали: Беслан Мудранов (до 60 кг) и Хасан Халмурзаев (до 81 кг). Японские спортсмены взяли на одну золотую медаль больше. Олимпийские игры в Токио определят новых лидеров XXI века.

Пояса и ранги

Традиционное дзюдо предполагает разделение спортсменов на ранги, в зависимости от достижений. Все дзюдоисты относятся к одному из двух рангов:
«кю» – степень ученика;
«дан» – ранг (степень) мастера.

В свою очередь ученическая степень и ранг мастера включают в себя несколько ступеней. На каждой ступени выдают пояс соответствующего цвета.

История поясов

До 30-х годов прошлого века в «дзюдо Кодокан» существовало только 3 пояса.

Белые и синие пояса – носили ученики («кю»).
Черный пояс – Дзигоро Кано вручал собственноручно мастерам, достигшим уровень «дан».

Затем, для мастеров наивысшего уровня, добавили пояса красного и красно-белого цвета. Впоследствии, ученики Кано, уехавшие за границу, внедрили новые пояса других цветов.

Современная классификация дзюдоистов

Система классификации дзюдоистов в Европе включает в себя:
6 ступеней «кю»;
10 степеней «дан».

Для учеников начальная ступень – 6-й кю, белый пояс. Высшая ступень – 1-й кю, коричневый пояс. Выше 1-го «кю» идут степени «дан».

Со степенями «дан» дела обстоят наоборот. 1-й дан считают младшей степенью. 10-й дан — наивысшая ступень в современном сообществе дзюдоистов.
Традиция позволяет мастерам любой степени «дан» носить черный пояс.

Черный пояс дзюдо

Пояса и ранги дзюдоистов

Белый пояс (начальная ступень) – 6-й кю
Желтый пояс – 5-й кю
Оранжевый – 4-й кю
Зеленый – 3-й кю
Синий пояс – 2-й кю
Коричневый (верхняя ступень ученика) – 1-й кю
Черный пояс (мастер) – 1-5 дан
Красно-белый – 6-8 дан
Красный пояс (наивысшая степень) – 9-10 дан

Правила спортивного дзюдо (кратко)

Современное единоборство развивается в двух направлениях. Спортивное дзюдо декламирует соревновательный элемент, делает ставку на зрелищность. В традиционном дзюдо большое внимание уделяют вопросам философии и приемам самообороны.

Разные направления содержат различные наборы приемов. Например, в спортивном поединке запрещены болевые на кисти и коленные суставы.

Правила спортивного дзюдо разрешают – броски в стойке, удушающие приёмы в партере, болевые на локтевой сустав. Правила соревнований запрещают – удары, любые болевые и удушающие приёмы в стойке, а также захват ноги в борьбе стоя.

Поединок

Продолжительность поединка составляет 5 минут (для взрослых). Если основное время победителя не выявило, то назначают голденскор.
Голден скор – дополнительный раунд, неограниченный по времени. Борьбу продолжают до первого очка или предупреждения.

Судья на ковре подает следующие команды:
«хадзимэ» – начать схватку;
«матэ» – временная остановка поединка;
«соро-мадэ» – прекратить поединок.

Оценки

В дзюдо существует три оценки:
«иппон» – высший балл;
«вадза-ари» – вторая по значимости оценка;
«юко» – минимальная оценка.

Иппон – это чистая победа, присуждают в следующих случаях:
дзюдоист стремительно бросает противника на спину;
проводит удержание более 20 секунд;
перекатывает соперника по всей спине;
противник сдается в результате выполнения болевого или удушающего приёма.

Вадза-ари – присуждают в двух случаях:
дзюдоист проводит удержание более 10, но менее 20 секунд;
бросает противника на спину, но проводит прием недостаточно чисто (то есть, техники не хватает, чтобы присудить оценку «иппон»).

Юко – назначали за менее эффективные действия. Начиная с 2017 года на крупных соревнованиях «юко» перестали присуждать. Осталось две оценки: «иппон» и «вадза-ари».
Правила изменили, чтобы повысить динамичность поединка.