История спорта

Дзюдо – история и правила японской борьбы

Дзюдо – вид боевого искусства, представляющий из себя единоборство без оружия. Приемы традиционного дзюдо легли в основу многих современных систем рукопашного боя, в том числе советского самбо и бразильского джиу-джитсу.

«Дзю» – в переводе означает «гибкость» или «мягкость». «До» – обозначает путь.

Истоки дзюдо

В 1882 году мастер боевых искусств Дзигоро Кано открыл в Токио свою первую школу. Это событие считают датой рождения дзюдо. Однако история национального японского единоборства началась за несколько столетий до рождения Дзигоро Кано.

Рождение японского дзю-дзюцу

XVI век – Японию раздирает гражданская война (период Сэнгоку). Феодалы делят власть. Самураи режут друг друга, в бесконечных рукопашных стычках. Война многому учит – и убивать, и выживать.

В 1532 году один из военачальников – Хисамори Такэноути, разработал систему рукопашного боя для ситуаций, когда оружие оказалось неэффективным. Набор приемов включал в себя техники защиты и нападения.

Основу защиты составляла бросковая техника. Техника нападения состояла из приемов обездвиживания и удушения. Дзю-дзюцу использовали, например, для бесшумного уничтожения охраны феодала.

Отличительная особенность дзю-дзюцу XVI века – отсутствие ударной техники. Причину объяснить просто – ударная техника неэффективна против доспехов. Кулаком или ногой железную пластину не пробьешь.

Ударная техника

XVII век – гражданская война закончилась. В Японии установлена сильная, централизованная власть (период Сегуната Токугава). Военные конфликты запрещены. Оружие и доспехи пришлось «повесить на гвоздь». Как самураю заработать на жизнь?

Многие самураи открыли свои школы. Мальчиков из богатых семей обучали военному искусству и приемам самообороны без оружия.

Японские мастера позаимствовали некоторые приемы из китайского ушу. В дзю-дзюцу включили ударную технику, но она имела свои особенности.

Японская философия целесообразности повлияла на выбор приемов. Количество ударов минимизировали. Все удары были направлены только в жизненно-важные точки тела.

Мирная жизнь повлияла на дальнейшее развитие боевых искусств. В это время сформировалось множество школ, где преподавали технику рукопашного боя против невооруженного противника.

Школа «Сердце ивы»

Дальнейшее развитие дзю-дзюцу история связала с именем Акияма Сиробэя Еситоки. В 1632 году врач из японского города Нагасаки открыл свою школу единоборств – «Ёсин-рю Дзюдзюцу». Техника борьбы, которую преподавали в школе Ёсин-рю, переводится, как – «Сердце ивы».

Однажды Акияма Сиробэй прогуливался по саду после сильного снегопада. Урок, который преподала природа, лег в основу техники «Ёсин-рю». Ветки больших деревьев не выдержали тяжести снега и сломались. А тонкие, гибкие ивы, сначала прогнулись под тяжестью силы, затем сбросили с себя снег и гордо выпрямились.

Вдохновленный увиденным, Акияма Сиробэй сформулировал основные принципы дзю-дзюцу. Эти принципы легли в основу всех японских единоборств – «Поддаться, чтобы победить. Слабый победит сильного, если сначала уступит натиску противника».

В школе «Сердце ивы» разработали более трёхсот техник, основанных на принципе «Дзю» – что в переводе означает «гибкость» или «мягкость». Основу школы Ёсин-рю составляли бросковые, болевые и удушающие приемы с использованием одежды противника.

Приемы, разработанные в школы Ёсин-рю, явились фундаментом для создания техники дзюдо.

Создание и развитие дзюдо

Дзюдо – это боевое искусство и философия одновременно. Основной принцип японской борьбы гласит – «Чтобы победить, не сопротивляйся. Сначала уступи натиску противника, используй его силу, а затем поймай в ловушку».

Рождение дзюдо связано с личной историей его создателя – Дзигоро Кано.

Учитель литературы и мастер боевых искусств

Японский юноша Дзигоро Кано напоминал современного «ботаника». Учился в Токийском университете, изучал философию, литературу, политические науки. Природа наградила юношу добрым сердцем и светлыми мозгами, но богатырское здоровье отдала другим. Другие, обделенные мозгами, «ботаника» часто задирали.

Чтобы научить твердолобых уму-разуму, Дзигоро занялся изучением дзю-дзюцу. К 20-и годам, Дзигоро Кано считался уже признанным мастером японского единоборства. Окончив университет, мастер единоборств устроился в школу на должность учителя литературы.

В октябре 1882 года Дзигоро Кано открыл свою школу боевых искусств – Кодокан. Это событие считают отправной точкой в истории развития дзюдо. В настоящее время институт Кодокан занимает девятиэтажное здание в Токио.

Традиционное «Кодокан дзюдо»

Стиль «Кодокан дзюдо» представляет собой традиционное или классическое дзюдо. Дзюдоисты, кроме техники борьбы, изучают философские и нравственные аспекты, связанные с дзюдо.

Первая группа, которую собрал Дзигоро Кано, состояла из 9 человек. Техника Кано отличалась от остальных техник дзю-дзюцу. Чтобы не допустить травмы, основатель дзюдо исключал из своей программы наиболее опасные приемы.

Дзигоро создал новый вид борьбы. Техника базировалась на гибкости учеников, и мягких «продуманных» движениях.

В 1885 году ученики Дзигоро Кано победили в соревнованиях, проводимых Полицейским управлением Токио. Дзюдоисты повторяли свой успех на протяжение нескольких лет. Система борьбы, созданная Дзигоро Кано, затмила славу остальных школ дзю-дзюцу.

В 1907 году Японское правительство включило дзюдо в школьную программу. «Мягкую борьбу», которая исключала переломы и увечья, взяла на вооружение японская полиция.

Влияние дзюдо на джиу-джитсу

В 1904 году Дзигоро Кано направил в США двух своих учеников Цунэдзиро Томиту и Мицуе Маэду. Для развития дзюдо на американском континенте, ученики Кано провели ряд показательных выступлений, в том числе в Белом доме.

Затем, один из учеников – Мицуе Маэда отправился в турне по Южной Америке. В итоге он поселился в Бразилии. Здесь дзюдоист участвовал в соревнованиях с борцами разных стилей. В поединках Маэда использовал не только технику дзюдо, но и приемы японского дзю-дзюцу.

В 1917 году Мицуе Маэда открыл в городе Белене свою школу единоборств. Мицуе преподавал приемы дзюдо и японского дзю-дзюцу. Стиль, которому обучал Маэда, бразильцы называли «джиу-джитсу». На его основе создано современное бразильское единоборство.

Появление дзюдо в России

История дзюдо в России связана с именем Василия Сергеевича Ощепкова (1892 – 1937). Детство и юность родоначальника советского дзюдо прошли в Японии. Ощепков прошел обучение в токийском институте дзюдо – Кодокан. Получив черный пояс и степень мастера 2-й дан вернулся в Россию.

Первые кружки

Первые кружки дзюдо Ощепков пробовал организовать ещё в 1914 году во Владивостоке. Но гражданская война воспрепятствовала планам энтузиаста. С 1921 по 1926 год Василий Сергеевич являлся резидентом разведывательного управления Красной Армии в Японии.

В 1929 году Ощепков назначен преподавателем Московского института физической культуры. Здесь он преподает дзюдо и закладывает фундамент для создания отечественного вида единоборств.

Фундамент для самбо

Работая в институте физкультуры Василий Сергеевич знакомится с видами борьбы народов СССР и мира. Проанализировав штыковой бой, вольную борьбу, китайское ушу и целый ряд национальных видов борьбы, Ощепков разработал свою систему рукопашного боя.

В 1931 году Ощепков публикует методическое пособие – «Физические упражнения РККА». В пособии была изложена комплексная программа обучения рукопашному бою военнослужащих Красной Армии. На основе системы, разработанной Ощепковым, в дальнейшем был создан отечественный вид единоборств – советское самбо.

Сам Ощепков попал под репрессии 1937 года. Был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии. Умер в камере Бутырской тюрьмы.

Дзюдо попало под запрет. Вплоть до 60-х годов прошлого века заниматься японской борьбой было опасно. За нелегальные тренировки дзюдоиста, как и каратиста ждала тюрьма. Реабилитировали дзюдо, только после включения японской борьбы в программу Олимпийских игр.

Отличие дзюдо от самбо

Большинство приемов самбо взято из дзюдо. Глобальных отличий в этих двух видов спорта нет. Например, советские самбисты удачно выступали на олимпийских соревнованиях по дзюдо. Но все же есть различия, которые видны даже непосвященному зрителю.

Форма. Костюм самбиста состоит из куртки, спортивных шорт и обуви (самбовки). Дзюдоисты выступают босиком, в кимоно (дзюдоги) белого или синего цвета.  Дзюдоги состоит из куртки и штанов.

Стойка. Дзюдоисты перемещаются по ковру в высокой стойке. Самбисты вступают в схватку из низкой стойки.

Болевые приемы. Это визитная карточка самбо. Болевые проводят на любой сустав и на руки, и на ноги. В спортивном дзюдо болевые разрешены только на локтевой сустав.

Удушения – в дзюдо разрешены, в спортивном самбо запрещены.

Захваты за пояс – в самбо используют активно, в японском единоборстве запрещены.

Стиль поединка. Поединок самбистов проходит в основном в партере. Это беспрерывная силовая борьба. Такая «возня» требует больших физических затрат. В этом отношении самбо ближе к вольной и классической борьбе.

Дзюдоисты делают ставку на технику и гибкость. Борцы стараются сохранить стойку и совершить бросок. Здесь одно действие может решить исход всего поединка.

Статус. Дзюдо – олимпийский вид спорта. Самбо – нет.

Дзюдо на Олимпийских играх

Дзюдо дебютировало на Олимпийских играх в 1964 году (XVIII летняя Олимпиада, Токио). Соревнования прошли среди мужчин, в четырех весовых категориях. Женские поединки включили в программу Игр в 1992 г.

Программа современных Олимпиад включает в себя семь весовых категорий для мужчин, столько же для женщин. На Олимпийских играх в Токио (2021г) появился новый раздел в дзюдо — соревнование смешанных команд. Всего дзюдоисты разыграли 15 комплектов наград.

Выступления советских дзюдоистов

Первая советская команда дзюдоистов была составлена из самбистов. «Соломоновым решением» руководство СССР «убило двух зайцев». С одной стороны, дзюдо в СССР не существовало. С другой стороны, советское самбо не является олимпийским видом спорта.

Решили воспользоваться ситуацией. Переодели самбистов в кимоно и отправили на Олимпиаду. Первое выступление оказалось удачным. В 1964 году все четыре спортсмена дошли до полуфинала и привезли домой бронзовые медали.

Такие «переодевания» продолжались на протяжении многих лет. В 1972 году дзюдо, наконец-то, вышло из подполья и была создана соответствующая Федерация.

За всю историю дзюдо, пять советских дзюдоистов стали олимпийскими чемпионами: Шота Чочишвили, Владимир Невзоров, Сергей Новиков, Николай Солодухин, Шота Хабарели.

Лидеры последних Олимпиад

Более сорока лет страна Восходящего солнца удерживает лидирующие позиции в этом виде спорта. Российским дзюдоистам удалось разрушить гегемонию Японии лишь однажды — в 2012 году. Олимпиада-2012 принесла отечественному дзюдо три золота и первую строчку медального зачета.

Из Рио-де-Жанейро (Олимпиада-2016) наши дзюдоисты привезли две медали высшей пробы. Японские спортсмены в 2016 году взяли на одну золотую медаль больше.

Олимпийские игры в Токио, по сравнению с предыдущими Олимпиадами, сложились для России менее удачно. В 2021 году российские дзюдоисты остались без золотого пьедестала. Взяли три бронзы и оказались на 13 месте медального зачета по дзюдо.

Пояса и ранги

Традиционное дзюдо предполагает разделение спортсменов на ранги, в зависимости от достижений. Все дзюдоисты относятся к одному из двух рангов:
«кю» – степень ученика;
«дан» – ранг (степень) мастера.

В свою очередь ученическая степень и ранг мастера включают в себя несколько ступеней. На каждой ступени выдают пояс соответствующего цвета.

История поясов

До 30-х годов прошлого века в «дзюдо Кодокан» существовало только 3 пояса.

Белые и синие пояса – носили ученики («кю»).
Черный пояс – Дзигоро Кано вручал собственноручно мастерам, достигшим уровень «дан».

Затем, для мастеров наивысшего уровня, добавили пояса красного и красно-белого цвета. Впоследствии, ученики Кано, уехавшие за границу, внедрили новые пояса других цветов.

Современная классификация дзюдоистов

Система классификации дзюдоистов в Европе включает в себя:
6 ступеней «кю»;
10 степеней «дан».

Для учеников начальная ступень – 6-й кю, белый пояс. Высшая ступень – 1-й кю, коричневый пояс. Выше 1-го «кю» идут степени «дан».

Со степенями «дан» дела обстоят наоборот. 1-й дан считают младшей степенью. 10-й дан — наивысшая ступень в современном сообществе дзюдоистов.
Традиция позволяет мастерам любой степени «дан» носить черный пояс.

Пояса и ранги дзюдоистов

Белый пояс (начальная ступень) – 6-й кю
Желтый пояс – 5-й кю
Оранжевый – 4-й кю
Зеленый – 3-й кю
Синий пояс – 2-й кю
Коричневый (верхняя ступень ученика) – 1-й кю
Черный пояс (мастер) – 1-5 дан
Красно-белый – 6-8 дан
Красный пояс (наивысшая степень) – 9-10 дан

Черный пояс дзюдо

Правила спортивного дзюдо (кратко)

Современное единоборство развивается в двух направлениях. Спортивное дзюдо декламирует соревновательный элемент, делает ставку на зрелищность. В традиционном дзюдо большое внимание уделяют вопросам философии и приемам самообороны.

Разные направления содержат различные наборы приемов. Например, в спортивном поединке запрещены болевые на кисти и коленные суставы.

Правила спортивного дзюдо разрешают – броски в стойке, удушающие приёмы в партере, болевые на локтевой сустав. Правила соревнований запрещают – удары, любые болевые и удушающие приёмы в стойке, а также захват ноги в борьбе стоя.

Поединок

Продолжительность поединка составляет 5 минут (для взрослых). Если основное время победителя не выявило, то назначают голденскор.
Голден скор – дополнительный раунд, неограниченный по времени. Борьбу продолжают до первого очка или предупреждения.

Судья на ковре подает следующие команды:
«хадзимэ» – начать схватку;
«матэ» – временная остановка поединка;
«соро-мадэ» – прекратить поединок.

Оценки

В дзюдо существует три оценки:
«иппон» – высший балл;
«вадза-ари» – вторая по значимости оценка;
«юко» – минимальная оценка.

Иппон – это чистая победа, присуждают в следующих случаях:
дзюдоист стремительно бросает противника на спину;
проводит удержание более 20 секунд;
перекатывает соперника по всей спине;
противник сдается в результате выполнения болевого или удушающего приёма.

Вадза-ари – присуждают в двух случаях:
дзюдоист проводит удержание более 10, но менее 20 секунд;
бросает противника на спину, но проводит прием недостаточно чисто (то есть, техники не хватает, чтобы присудить оценку «иппон»).

Юко – назначали за менее эффективные действия. Начиная с 2017 года на крупных соревнованиях «юко» перестали присуждать. Осталось две оценки: «иппон» и «вадза-ари».
Правила изменили, чтобы повысить динамичность поединка.